Достоинства и недостатки плитного фундамента

Благодаря такой особенности плитный фундамент максимально просто может перенести различные переменные нагрузки на грунт и распределить давление по всему периметру. Сегодня мы рассмотрим особенности плитного фундамента и порядок его строительства своими руками в виде пошаговой инструкции.

Почему я решил строить каркасный гараж

Перед тем, как начать строить гараж, перерыл несколько форумов на строительную тематику и подробно прочитал несколько тем.

Как вариант постройки гаража, думал, что смогу сделать его из следующих материалов:

  • Газобетонные блоки.
  • Керамзитобетонные блоки.
  • Брус.
  • Каркасная конструкция на стальном каркасе.
  • Каркасная конструкция на деревянном каркасе.

В ходе планирования отпали сами собой блочные материалы, под них требуется приличный фундамент, который дорог и требует большого объема бетонных работ.

Брусовой гараж я решил не строить по причине того, что у меня дом из блоков и кирпича, а при таком доме бревенчатый гараж или гараж из бруса смотрится как сарай. Пусть это и утилитарное строение, но о строительном дизайне в целом тоже надо немного думать.

Стальной каркас не стал делать, потому что после расчетов посмотрел на итоговую цифру сметы и несколько минут раздумывал, почему у меня по стоимости гараж выходит почти как жилой дом.

Стальной каркасный гараж это, конечно, хорошо, но дорого.

Так что в итоге решил строить каркасный гараж на деревянном каркасе. Дерево каркаса пропитаю огнезащитной пропиткой и буду обшивать гараж профнастилом.

Вот мой вариант — каркасный гараж на деревянном каркасе.

Плитный фундамент – что это

Монолитная плита под дом относится к плавающим незаглубленным фундаментам, бывает также мелкого заложения. Название свое получила из-за того, что железо-бетонная основа заливается под всю площадь дома, образуя большую плиту.

Обязательным условием является наличие песчано-гравийной подушки, которая перераспределяет нагрузку от дома на грунт, и служит демпфером при морозном пучении. Часто такой фундамент — единственное возможное решение. Например, на нестабильных, сыпучих грунтах или на глинах с большой глубиной промерзания.

Классическая утепленная плита фундамента под дом

Конструкция фундамента монолитная плита несложная и надежная, но для ее изготовления требуется большое количество арматуры и большие объемы бетона высокой марки (не ниже B30), ведь армируется и бетонируется вся площадь, занимаемая зданием, да еще с запасом — для большей стабильности. Потому такой фундамент считается дорогим. В принципе, это так, но надо считать. В некоторых случаях его стоимость ниже, чем ленточного глубокого заложения — за счет меньшего объема земельных работ и меньшего количества бетона.

Глубина заложения монолитной плиты определяется в зависимости от массы дома и типа грунтов. При малом заглублении на пучинистых грунтах зимой дом вместе с основанием может подниматься и опускаться. При правильном расчете армирования и толщины плиты на целостность здания это не влияет. Плита компенсирует все изменения за счет силы упругости. По весне, после того как грунт растает, дом «садиться» на место.

Есть четыре типа плитного фундамента:

  • Классический. Железобетонная плита устраивается на песчано-гравийно подушке с утеплением или без. Толщина слоя бетона 20-50 см в зависимости от грунтов и массы здания. Толщина слоев подушки зависит от глубины залегания плодородного слоя — его надо полностью снять. Полученный котлован на 2/3 можно засыпать песком и гравием.

Классический вариант фундамента монолитная плита без утепления

  • Утепленная шведская плита (УШП) со встроенным теплым полом. Во-первых отличается тем, что опалубка плиты несъемная — из L-образных пенополистирольных блоков. Это значительно снижает расходы на отопление — утечка тепла минимальна. Также поверх утепления укладываются трубы теплого пола, на них (иногда — под них) укладывается арматура и все заливается бетоном, толщина бетонного слоя — 10 см. Все коммуникации, включая водопровод и канализацию, закладываются еще на этапе подготовки основания — в песчаную подушку. То есть, после изготовления фундамента, готова система отопления и подведены инженерные системы. Такой подход позволяет ускорить строительство, но сам фундамент получается дорогим. Этот вид основания требует грамотного инженерного расчета и такого же исполнения: при расчете и укладке коммуникаций нельзя ошибаться, так как переделки невозможны. Также возникают вопросы по ремонту систем, замурованных в фундамент. Он невозможен, потому закладывают дорогие материалы с длительной гарантией. УШП — утепленная шведская плита со встроенным теплым полом
  • Русский — плита с ребрами жесткости. Для усиления конструкции под тяжелые дома и в тяжелых условиях эксплуатации (сильное морозное пучение) русские ученые придумали делать более массивные ребра жесткости. Их устраивают, как правило, под несущими стенами. Сложность работ при этом возрастает — отдельно устраиваются ребра жесткости, отдельно — плита. Но несущая способность такого фундамента значительно выше, что позволяет уменьшить толщину плиты — до 10-15 см.

Так выглядит в разрезе русский плитный фундаментСтроение фундаментной плиты с ребрами вниз и вверх

Особенности укладки столбчатого основания

В этом случае покрышки используются, как опорные столбы конструкции, поэтому технология укладки сильно отличается. В этом случае шины выполняют роль амортизирующих элементов. Они гасят подземные толчки, поэтому можно избежать появления трещин в будущей постройке.

Для создания такого фундамента потребуется:

  • Точно рассчитать, где именно будут находиться углы здания. Также стоит приобрести для такого основания покрышки от грузовой техники. Автомобильные шины могут не выдержать нагрузки.
  • Подготовить площадку. Также, как и в случае с плиточным фундаментом, рекомендуется снять плодородный слой земли и избавиться от корней деревьев, камней и прочего мусора. Стоит удалить порядка 30 см почвы. После этого выкапываем котлован, глубины которого будет достаточно для двух слоев покрышек (такой тип основания выполняется только в два слоя). Дно котлована выравнивается и хорошенько трамбуется. На следующем этапе на него высыпается слой щебня и укладывается гидроизоляция.
  • Разметить территорию. В местах, где будут установлены опоры нужно вбить колышки (или использовать металлические стойки) и еще раз замерить, чтобы расстояние между будущими опорами соответствовало первоначальному плану. Если будут серьезные отклонения, то нагрузка будет распределяться по покрышкам неравномерно.
  • Устанавливаем шины. На колышки надеваем покрышки, хорошенько их выравниваем, чтобы они были по центру и располагались на одном горизонтальном уровне. Устанавливаем второй слой покрышек и заполняем полученные «колодцы» щебнем и битым кирпичом.
Читайте также:  Как вывести ноль кирпичом на фундаменте своими руками

После этого щебень немного увлажняется и «колодцы» заливаются бетонным раствором. Когда бетон застынет можно уложить на шины рубероид и начать укладывать брус для опалубки и перейти к возведению основной конструкции.

Фундамент из дорожных плит: преимущества и недостатки

Существует множество видов фундаментов, которые подойдут для возведения различных строений, но так уж сложилось, что в нашей стране люди пытаются экономить на всех этапах строительства, начиная с возведения основания здания.

Если уложить на подготовленное грунтовое основание дорожную плиту (ГОСТ 21924-84), она выдержит незначительную нагрузку и легкие постройки

Одним из эконом-вариантов является фундамент из дорожных плит, в преимуществах и недостатках которого мы разберемся подробней.

Особенности и преимущества дорожных плит для фундамента

Использование дорожных плит для возведения фундамента – это достаточно нестандартный подход, так как изначально данный материал предназначался для создания транспортных связок. Благодаря изначально заложенному показателю износоустойчивости и прочности, такие изделия хорошо показали себя в возведении легковесных и построек со средней тяжести.

Дорога, вымощенная железобетонными плитами

Дорожные плиты имеют, в качестве основы для фундамента, имеют ряд преимуществ:

Исходя из всех этих пунктов, можно сказать, что фундамент из дорожных плит – это отличное решение для возведения построек, особенно если грунт под будущей конструкцией обладает определенными проблемами.

По факту, в готовой основе будут полностью отсутствовать швы, так как пространство между элементами будет все равно заполняться бетонным раствором.

Конечная монолитная конструкция обеспечит максимальное сцепление, что значительно повышает несущую способность.

Особенно популярным фундамент из плит стал при постройке каркасных домов. Они обладают относительно небольшим весом, а в сам тип строения заложен максимальный эконом ресурс.

Данный материал также может использоваться для возведения временных строений (летняя кухня), пристроек (сараи, гаражи) и многих других типов конструкций. Правда для каждого из них придется определяться с толщиной слоя.

Для легковесных сооружений вполне достаточно прослойки в 15 см, для более тяжелых (двухэтажные и больше) – от 25 см.

О недостатках дорожных плит

Даже, казалось бы, у идеальных дорожных плит есть свой набор недостатков:

  • достаточно часто во время возведения фундамента используются материалы, бывшие в употребление, но найти б/у плиты очень сложно, поэтому, скорей всего, придется работать с совершенно новыми изделиями, а в ценовом плане они в несколько раз дороже;
  • если у вас нет знакомых с дорожным краном, придется нанимать и почасово оплачивать работу, как машины, так и оператора;
  • при достаточно больших количествах придется производить доставку поэтапно или же арендовать транспорт с высокой грузоподъемностью;
  • могут возникнуть трудности при создании подвальных и кладовых помещений, которые будут находиться под основной конструкцией;
  • несмотря на высокие водоизоляционные характеристики, все же необходимо дополнительно укладывать слои изоляционного материала.

Этапы укладки фундамента из дорожных плит

Процесс возведения основы постройки из дорожных плит по своей схеме схож с укладкой монолитного фундамента:

  1. Сначала прокладывается термо- и гидроизоляционная защита.
  2. На следующем этапе укладываются непосредственно плиты (максимально плотно);
  3. Стыки между плитами заливаются бетоном (не забываем об опалубке).
  4. После полного высыхания стыковой заливки, также покрывается бетонным раствором поверхность плит.
  5. В летний период стяжка должна периодически смачиваться (не поливаться), а также накрываться полиэтиленом, пока не произойдет полное схватывание.

Дорожные плиты – одно из лучших решений для возведения фундамента.

Укладка дорожных плит в качестве фундамента под гараж

Заложить основу вашего будущего дома с их помощью достаточно быстро и просто, а затраты в основном касаются закупки материалов и использования кранового оборудования.

Фундамент из дорожных плит для дома

Основание из дорожных плит

Фундамент из дорожных плит – это более дешевый аналог плитного основания. Он подходит для возведения относительно нетяжелых сооружений: небольших домов, гаражей, бань, хозяйственных построек.

Заводские железобетонные плиты укладывают полностью под всем строением на участках с различным типом грунта. По сравнению с монолитным плитным фундаментом снижается также время строительства основания, но при этом не обойтись без грузоподъемной техники.

Соблюдение несложной технологии позволяет возвести опорную конструкцию с достаточно хорошими эксплуатационными характеристиками.

Простой и универсальный фундамент из дорожных плит для дома

Строительство каркасных домов все больше набирает популярность.

Причем, если несколько лет назад эта технология применялась исключительно для возведения загородных сезонных построек, то сейчас широко применяется и в капитальном жилом строительстве.

В процессе планирования работ, первым делом встает вопрос выбора надежного и недорогого фундамента. Из большого многообразия типов фундаментов для каркасного дома стоит выделить фундамент основой которого является монолитная железобетонная плита. Этот вариант отличается экономичностью, скоростью и относительной простотой возведения.

Плитный фундамент: сферы применения, достоинства и недостатки

Фундамент монолитная плита можно назвать одним из самых широко используемых. Его особенностью является то, что он располагается под всей площадью строения.

Такие фундаменты используются и для малоэтажного строительства, для возведения загородных домов, а также для строительства промышленных цехов и многоэтажных сооружений.

Стоит отметить, что именно монолитная плита относится к основаниям малозаглубленным или вовсе не заглубленным.

Плитный фундамент: сферы применения, достоинства и недостатки

Типы монолитных фундаментов

Фундамент монолитная плита может быть двух типов: ребристая и коробчатая. В первом случае плита устанавливается вниз ребристой стороной, и этот вариант гарантирует упрощение технологии строительных работ.

Читайте также:  Дом на склоне: методы и особенности строительства

Благодаря ребрам увеличивается жесткость в целом фундаментной плиты.

При этом обеспечивается равномерное распределение нагрузки на грунт, а также исключается деформация самой плиты и здания в результате перепада температур.

Коробчатая же плита чаще всего используется в строительстве многоэтажных зданий с рамной несущей конструкцией. Такая плита представляет собой две соединенные плиты.

Плитный фундамент: сферы применения, достоинства и недостатки

В качестве соединения используется система продольных и поперечных стен. Поскольку такой фундамент достаточно дорогостоящий, его редко используют для строительства загородных домов.

Да и не требуется такая мощность фундамента в малоэтажном строительстве.

Преимущества и недостатки

Прежде всего, к преимуществам плитного фундамента относится простота монтажа. Еще одним достоинством является способность выдерживать любые нагрузки. Благодаря большой площади опоры, на грунт оказывается минимальное давление, а значит, такой фундамент – это идеальный вариант даже для слабонесущих почв.

Отшлифованная поверхность монолитной плиты может служить полом для первого этажа здания, а значит, отпадает необходимость делать дополнительные стяжки для последующей укладки напольного покрытия.

Плитный фундамент: сферы применения, достоинства и недостатки

Наконец, длительный срок службы . По мнению специалистов монолитная плита – это самый долговечный фундамент.

Важно

А вот недостатков у монолитной плиты практически нет. Это весьма надежное и устойчивое основание для любого здания. Единственное, что может настораживать – это стоимость фундамента. Однако, в некоторых случаях, есть смысл заплатить за внушительный перечень преимуществ, нежели впоследствии вкладывать средства в устранение недостатков.

В конечном итоге, выбирать только вам.

Устройство

Стандартная монолитная плита имеет конструкцию в виде пирога со следующими слоями:

  1. Уплотненная поверхность грунта (основание «пирога»). Она готовится путем тщательного выравнивания площадки и утрамбовывания поверхностного слоя.
  2. Геомембрана, разделяющая грунт и плиту. Она не считается обязательным элементом, но повышает стойкость к влияниям грунтовых изменений. Обычно используется геотекстиль.
  3. Подушка. Она изготавливается путем засыпки песка и щебня или мелкой гальки с уплотнением. Стандартная толщина подушки – 25-30 см. Для особо слабых и пучинистых грунтов толщина увеличивается до 40-45 см. Песок при засыпке увлажняется для лучшего уплотнения.
  4. Подбетонок. Этот слой изготавливается следующим образом. На подушку стелиться геотекстиль. На него заливается слой бетона марки М100 толщиной до 2-2,5 см. Отвердевший подбетонок пропитывается составом с гидроизоляционными способностями. Популярностью пользуется смесь дизельного топлива с битумом в пропорции 3:2.
  5. Гидроизоляция. Чаще всего используется рубероид, укладываемый в 2 слоя. Полосы ложатся с перекрытием. Можно использовать толстую полиэтиленовую пленки или современные, полимерные, гидроизоляционные материалы.
  6. Утеплитель. Для этого слоя лучше всего использовать рулонный, экструдированный пенополистирол. Находят применение листовые утеплители. Поверх теплоизоляции укладывается еще один защитный слой из полиэтиленовой пленки.
  7. Основная железобетонная плита.

При изготовлении основной плиты особое внимание уделяется армировке. Армирующий каркас выполняется в виде 2-х горизонтальных контуров из стальной арматуры. Увязка их в единую конструкцию обеспечивается вертикальными стержнями из арматуры А3 и поперечными элементами из арматуры А1.

Устройство

Диаметр стержней для контуров выбирается с учетом толщины плиты и составляет 1/20 от нее. Расстояние между стержнями – 20-22 см. Сама плита изготавливается путем заливки бетона марки не ниже М300 (В22,5) с уплотнением вибратором.

В последнее время популярность приобрела «шведская плита». Ее основное отличие от стандартной плиты заключается в наличии в конструкции элементов «теплого пола». Внутрь бетонной плиты могут встраиваться нагревательные кабели или трубы водяного обогрева.

Размеры: максимальная и минимальная толщина

Толщина фундаментной плиты рассчитывается с учетом несущей способности грунта и суммарной нагрузки на фундамент. Строительными нормами установлены минимальные размеры.

Для легких строений (дерево, ячеистый бетон) минимальная толщина плиты составляет 20 см, а для домов из кирпича и бетона – не менее 25 см. На чрезмерно увлажненных и пучинистых грунтах она увеличивается до 30-35 см.

Минимальная толщина плиты должна обеспечивать выполнение важного условия. Расстояние от поверхности плиты до армирующего контура (нижний и верхний) должно быть не менее 5 см. Расстояние между ярусами каркаса выбирается не менее 7 см. Кроме того, следует учитывать диаметр арматуры.

Устройство

Максимальный размер плиты рассчитывается с учетом несущей способности грунта. Вес фундамента прибавляется к общей нагрузке от строения, а потому не может превышать допустимого значения.

Например, если для суглинков несущая способность составляет 3,5 кг/см2, а суммарная нагрузка от дома уже составляет 3 кг/см2, то на плиту остается нагрузка не более 0,5 кг/см2, что и лимитирует ее вес, а значит и толщину.

Состав бетона

При заливке фундамента стоит учесть, что сам раствор начинает процесс схватывания приблизительно через 45 минут. Заканчивается полностью весь химический процесс схватывания только через 24 часа. Тем не менее, еще на протяжении месяца фундамент, образно говоря, «дышит», так как полный цикл затвердения происходит как раз к концу месяца, после того как производилась заливка фундамента. Только по истечении данного времени можно давать полную нагрузку на весь периметр фундамента, так как он уже готов выдерживать необходимые нагрузки.

Как правило, для приготовления состава бетона используется:

  • песок, который имеет зернистость в пределах мм – 5 мм;
  • гравий размером в пределах 1-10 мм;
  • щебень, имеющий диаметр от 5 до 70 мм;
  • вода, которая берется в основном из колодца либо из водопровода. Грязная вода не используется.

Стоит отметить, что при использовании гравия наиболее подходящим вариантом будет горный, который, в силу своей природы имеет более шероховатую поверхность, а значит более высокий уровень схватываемости с цементом.

Помимо самой марки бетона при заливке фундамента особое внимание необходимо обращать и на «пустотность» раствора. Чем меньше уровень «пустотности» между зернами материала, тем выше прочность самого бетона. К тому же при этом расход самого цемента значительно уменьшается. Чтобы определить уровень «пустотности», необходимо в 10-литровое ведро засыпать щебень и залить его полностью водой.

Теперь слейте воду. Полученное количество в литрах и является показателем пустоты между зернами материала. Если это 3 литра, значит, это показатель в 30%, и так далее. Для щебня наиболее допустимый показатель 45-50%, для песка – 30-40%, а для гравия – 45%.

Читайте также:  Как сделать террасирование участка своими руками

Бетонный раствор состоит из основных материалов:

  1. Цемент применяют разный, в зависимости от назначения смеси. Для обычных конструкций использую пуццолановый.
  2. Крупный наполнитель – щебень или гравий. Чем крупнее его фракция, тем прочнее готовый камень.
  3. Песок – мелкий наполнитель. Он заполняет основную массу раствора.
  4. Вода активизирует деятельность цемента.

К основному составу тяжелого бетона при необходимости добавляют пластификаторы. Они необходимы в случаях, когда:

  • Работы по заливке осуществляются в холодное время;
  • Требуется повышенная пластичность смеси для наилучшего заполнения сложной формы;
  • Возникает потребность в быстром затвердевании раствора;
  • Бетонная конструкция располагается под водой, повысить водонепроницаемость камня.

Составляющие раствор компоненты определяют главный критерий материала – его прочность.

Растворы разных марок обладают уникальными свойствами, годность которых для использования в тех или иных условиях не всегда уместна. Рекомендации производителей и конструкторов определяют такие области применения бетонов разных марок:

  • М75 (В5) подходит для подготовительных работ при строительстве дома или для изготовления малоответственных конструкций временного назначения или с малой степенью предполагаемого износа: основа под подушку фундамента, дорожные подготовительные мероприятия. Относится к группе тощих бетонов.
  • М100 (В7,5) так же применяется для подготовительных работ под установку стены фундамента, бордюры, порожное покрытие.
  • М150 (В10) применяют в качестве стяжки полов, площадок, террас. Реже укладывают раствор под подушки фундаментов.
  • М200 (В15) используют для изготовления сборных железобетонных конструктивных элементов для строительства: Лестничные марши,
  • Межэтажные перекрытия и чердачные покрытия;
  • Перемычки и пр.
  • М300-М400 – прочные бетоны, применяются повсеместно: для заливки фундаментов, возведения стен и других монолитных конструкций.
  • Технология строительства гаража

    Ячеистый бетон является относительной легким, поэтому стены из него не требуют заглубленного или тяжелого фундамента. Но если речь идет о пучинистом грунте, придется сооружать монолитную конструкцию.

    Это объясняется особенностью блоков, которые плохо справляются с нагрузкой на изгиб. Это влечет растрескивание изделий, а сама постройка разрушается. Для того чтобы исключить неприятные последствия такого рода, стены выкладываются на железобетонной плите, которая плавает в грунте вместе с постройкой.

    Общая схема монтажа

    Строительство фундамента под гараж практически ничем не отличается от общепринятой методики.

    Схема работ следующая:

    • Подготовка участка. Удаление верхнего слоя грунта, разметка и рытье траншеи (котлована).
    • Создание слоя песчаной подготовки (подушки).
    • Строительство и установка опалубки.
    • Армирование будущей ленты.
    • Заливка бетона.
    • Выдержка, процедуры по созданию оптимального режима затвердения материала.
    • Распалубка, завершение срока выдержки.
    • Последующие работы, окончание строительства фундамента.

    Некоторые подробности ведения работ опущены, но общий порядок действий всегда следует изложенному перечню.

    ВАЖНО!Технология строительства ленточных оснований отработана многими десятилетиями и не допускает никаких изменений. Отказ от каких-либо операций создает угрозу быстрому разрушению или деформации опорной конструкции.

    Монтаж опалубки

    Опалубка — это форма для заливки бетона, которая собирается из разных материалов непосредственно на площадке.

    Для создания используются либо обрезные доски толщиной 25-40 мм, либо фанера толщиной от 14 мм. В большинстве случаев предпочитают доски, так как с ними проще и легче работать.

    Опалубка состоит из двух параллельных рядов, набранных из щитов. Каждый из них имеет ширину, немного превышающую высоту ленты. Сборка производится с максимальной аккуратностью, щели или зазоры недопустимы и сразу же заполняются паклей или тонкими лучинами.

    Это важно, так как утечка бетона может полностью нарушить весь процесс создания фундамента.

    Установленные щиты выравнивают по осям траншеи и фиксируют кольями и наклонными упорами. Расстояние между щитами определяет ширину ленты и фиксируется поперечинами.

    Монтаж выполняется с максимальной прочностью. Все соединения делаются снаружи, чтобы впоследствии было можно аккуратно разобрать опалубку, не повреждая ленту.

    Выбираем арматуру и ее диаметр

    Ширина ленты под стены гаража обычно не превышает 30 см (чаще всего она намного меньше и составляет 20-25 см).

    Для такого фундамента оптимальным вариантом будет выбор рабочих (горизонтальных) стержней диаметром 10 мм и вспомогательных гладких прутков толщиной 6 мм.

    В качестве рабочей арматуры могут использоваться металлические или композитные (стеклопластиковые) оребренные стержни. Композитная арматура устойчива к коррозии, способна нести большие нагрузки.

    Тем не менее, большинство строителей предпочитает выбирать традиционные металлические стержни, проверенные многолетней практикой.

    Армирование

    Арматурный каркас состоит из горизонтальных стержней, расположенных в толще бетонной отливки на глубине 2-5 см от поверхности. Мелкозаглубленная лента обычно имеет 4 рабочих стержня, 2 сверху и 2 снизу.

    Вертикальная арматура необходима лишь для поддержания рабочих прутков в необходимом положении до момента заливки. Ее используют в виде хомутов — П-образных элементов, к которым крепятся рабочие стержни.

    Шаг установки хомутов в данном случае составляет 0,4-0,7 м.

    Вязка арматуры

    Соединение стержней армпояса проще всего производить методом вязки. Используется мягкая стальная проволока толщиной 1-1,2 мм. Она нарезается на куски по 25-30 см.

    Для соединения используется специальный инструмент — крючок, который можно купить в магазине или, проще, сделать самостоятельно из сварочного электрода или длинного гвоздя.

    Процесс вязки прост. Кусок проволоки складывается пополам и заводится снизу под перекрестное или продольное соединение. Концы проволоки поднимаются вверх, плотно обхватывают место соединения.

    Затем конец крючка вставляется в петлю и несколько раз закручивается вокруг второго свободного конца, в результате чего получается плотная и прочная скрутка. Работа несложная и не требует подключения к сети электропитания.

    Заливка

    Для заливки рекомендуется использовать бетон марки М200. Менее плотные марки применять не рекомендуется, это может сделать ленту ослабленной и менее прочной. Процесс заливки должен быть максимально коротким, чтобы качество материала получилось однородным по всей длине.

    Для этого следует заранее организовать доставку или изготовление материала в необходимом количестве. Бетон рекомендуется заливать в нескольких точках опалубки, чтобы ускорить процесс. Для удаления пузырей воздуха применяют вибромашины или сплошное штыкование.