Абсолютно каждое помещение, которое предполагает присутствие в нем людей, продуктов питания и различного рода предметов, должно быть оснащено системой воздухообмена, иными словами качественной и достаточной вентиляцией. Гаражное помещение тому не исключение. Правильная организация системы вентиляции в гараже будет обеспечивать отличную вытяжку, удаление конденсата, выхлопных газов автомобиля и других посторонних или токсичных запахов, которые часто имеют место быть.
Как можно сделать вентиляцию в гараже?
Существуют три способа обеспечить автомобиль «глотком свежего воздуха». Но, прежде чем перейти к их характеристике, узнаем, насколько мощным должен быть воздушный поток для безопасного пребывания автомобиля и водителя в замкнутом помещении.
Этот минимальный показатель прописан в СНиП – главной настольной «книге» для всех архитекторов и строителей. Вот выдержка из правил, касающихся автодомика: «система вентиляции гаража рассчитывается так, чтобы обеспечить постоянный приток свежего воздуха в объеме 180 литров в час».
Надо заметить, что норма действует только на постсоветском пространстве, за границей требования к воздухообмену в гаражных боксах значительно выше (360 л/час). В связи с этим, большинство автолюбителей ориентируются именно на зарубежный эталонный показатель, считая его более надежным и безопасным.
А теперь перейдем непосредственно к методам организации гаражного «ветра» требуемой силы. Устройство вентиляции в гараже бывает:
- Естественное. Оно построено на принципе природного возникновения воздушного потока посредством разницы температур между внутренним помещением и улицей.
- Комбинированное. Данная схема вентиляции гаража работает по принципу принудительной вытяжки отработанного воздуха из помещения и естественного притока его свежей порции с улицы.
- Механическое. В данном случае за воздухообмен в помещении отвечают специальные устройства (моноблок, модуль), которые в принудительном порядке втягивают свежий и выбрасывают наружу грязный воздух.
Как сделать вентиляцию в гараже? Все зависит от ваших финансовых возможностей. Идеальная во всех смыслах механическая система обойдется минимум в 1200 $ (за модуль, моноблок потянет на 2000 $). Да и устанавливать дорогую аппаратуру будет специалист. Если хотите все сделать своими руками, то выбирайте естественную или комбинированную систему вентиляции гаража. А мы ниже объясним, как это сделать.
Проектирование вентиляции
Каждый владелец секционного, кирпичного или двухэтажного гаража должен знать о проектировании вентиляционных систем. Ведь при правильном строительстве помещения, система вентиляции – это основа долгой эксплуатации строения. Поэтому к ее проектированию приступают на первых этапах возведения здания. Важную роль играют:
- материалы, которые будут использоваться в строительстве;
- количество планируемых этажей или уровней;
- площадь и объем всего помещения и отдельных его частей;
- количество единиц содержащегося транспорта;
- наличие кессона (ямы).
При проектировании вентиляционной системы важно учитывать количество единиц содержащегося транспорта
К тому же какую бы вентиляционную систему ни выбрал хозяин строения, необходимо позаботиться про качественный воздухообмен. Для этого делаются продухи. При одних условиях, достаточно одной трубы, связывающей воздушное пространство улицы и помещения. Для других — одним продухом обеспечить эффективное выведение тяжелого воздуха трудно. Поэтому рекомендуется устанавливать две трубы.
В гаражах с двумя отверстиями, необходимый диаметр определяется по соотношению 15 мм к 1 квадратному метру площади помещения. Для одного – диаметр трубы равен 0,3% от всей площади. Определив норму размеров отверстий, можно начинать проектирование остальных составляющих элементов вентиляции.
Условия для правильного функционирования приточной и вытяжной системы
Для этого типа вентиляционной системы действительно нужны определенные условия.
- Вентиляционные отверстия должны быть правильно расположены и определенного диаметра. О том, как рассчитывать их величину мы говорили выше, а расположение их должно быть таким: два отверстия, по диагонали помещения, располагающиеся одно от пола, а другое от потолка на 10 см.
- Вентиляционные трубы должны быть: приточная – подсоединенная коленом 90° к отверстию в нижней части стены, должна иметь высоту от земли 30 см. Верхняя часть этого воздуховода обязательно закрывается металлической сеткой и зонтом, для предотвращения попадания внутрь гаража мусора, грызунов и т.д. Вторая вентиляционная труба – вытяжная, монтируется к верхнему стеновому отверстию, коленом под 90°, и поднимающаяся выше уровня верхней точки крыши на 50 см. Труба также должна закрываться зонтом, чтобы внутрь не попадали атмосферные осадки, листья и т.д.
В идеале, между верхними точками приточной и вытяжной вентиляционной трубы, должно быть три метра разницы. При таком расположении создается идеальный перепад давления для хорошего вентилирования гаража. Но иногда погодные условия могут сделать так, что даже идеально рассчитанная и выполненная система будет давать сбой. В таком случае можно обустроить в собственном гараже комбинированную вентиляционную систему.
Обустройство комбинированной вентиляции
Для такой системы есть одно ограничение по расположению входного и выходного отверстий: они не должны находиться на одной линии, друг напротив друга. В такой системе важным фактором эффективности является производительность вытяжного вентилятора. Рассчитать его самостоятельно достаточно просто: либо обратиться к СНИП, где сказано, что приток свежего, и соответственно выход отработанного воздуха должен быть не менее 180 л/ч.
Второй вариант, рассчитать мощность вентилятора, в зависимости от объема помещения. Для гаража было бы очень неплохо, если бы воздух полностью в нем сменялся, хотя бы 5-7 раз в час. Чтобы рассчитать, какая производительность вентилятора вам понадобится, нужно объем гаража (длина х ширина х высота) умножить на кратность воздухообмена, в нашем случае на 5. Полученная цифра и будет рекомендованной производительностью вытяжного вентилятора в час.
Важно! Помните, чтобы комбинированная вентиляционная система работала эффективно, нужно, чтобы воздуховоды были соответствующего диаметра. Если вы делаете комбинированную вентиляцию с механическим притоком, то нужна естественная вытяжка. Которая будет справляться с выводом воздуха такого объема. Если в таком типе вентиляции механическая вытяжка, то следите за тем, чтобы приточный воздушный поток мог поступать в соответствующем объеме.
Как сделать правильно вентиляцию в своем гараже?
В принципе, мы уже дали емкий ответ на данный вопрос. Теперь все зависит от финансовых возможностей и предпочтений хозяина гаража. Если в помещении сделан капитальный ремонт и оно полностью облагорожено для комфортного времяпровождения, тогда лучше установить принудительную вентиляцию, которая обеспечит более качественный и эффективный воздухообмен. Если же возможности приобрести дорогое оборудование у вас нет, тогда естественная или комбинированная вентиляция в гараже своими руками – это то, что нужно.
- Вентиляция гаража схема естественная и …
- Вентиляция гаража своими руками: виды …
- Вентиляция гаража
- Вентиляция гаража схема естественная и …
Видео
Похожие записи
-
Самостоятельное изготовление кессона
-
Что делать, если в кессоне образовался конденсат
-
Гидроизоляция кессона своими руками
-
Делаем кессон из бетонных колец для скважины своими руками
Отправить Отменить ответ Комментарий*Никнейм
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.
Нажимая кнопку «Отправить», вы принимаете условия политики конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных на условиях и для целей, указанных в нём.
Установка естественной вентиляции
Работа естественной вентиляции зависит от правильности выбора мест для установки воздуховодов
Работа естественной вентиляции зависит от правильности выбора мест для установки воздуховодов. Специалисты рекомендуют монтировать их в противоположные углы в погребе. Это позволит минимизировать образование зон застоявшегося воздуха, который характеризуется повышенной влажностью.
Непосредственно перед выполнением монтажа лучше подготовить чертёж. Он поможет учесть все особенности конструкции и повысить качество работы.
Изначально создаётся приточный канал. В обозначенном месте с помощью перфоратора пробивается отверстие нужного диаметра через перекрытие и стену гаража. Затем в него вставляется труба таким образом, чтобы её нижняя кромка находилась на расстоянии 20 – 30 см от пола, а сама она выходила на улицу или в гараж. Все монтажные швы и трещины, которые образовались при её установке, задуваются пеной.
Затем по той же схеме осуществляется монтаж вытяжного канала. Существует 2 варианта его установки:

- Сквозной, который предусматривает выведение трубы сквозь пол, потолок и крышу гаража. В этом случае её нужно поднимать на высоту минимум 0,6 м над кровлей.
- Через стену в погребе, когда часть вытяжной трубы сначала прокладывается горизонтально, а затем выводится вверх за пределы гаража. При этом её нижняя кромка должна находиться на расстоянии 20 см от поверхности потолка.
Эффективность работы вентиляции зависит от разницы высот между приточным и вытяжным каналом. Но расстояние от нижней кромки приточной трубы до верхней кромки вытяжной должно быть минимум 3 м.
Завершающий этап монтажа — установка дефлектора на верхнем конце вытяжки для улучшения тяги
Завершающий этап монтажа – установка дефлектора на верхнем конце вытяжки для улучшения тяги и защитной решётки от насекомых и грызунов на верхнем срезе приточной трубы. Дополнительно оба воздуховода желательно укомплектовать заслонками, благодаря которым можно будет перекрывать поступление и отвод воздуха при сильных морозах, сохраняя тем самым нормальный температурный режим. Зимой рекомендуется позаботиться об их утеплении для того, чтобы предотвратить замерзание конденсата внутри и их полную закупорку.
Упростить работу по установке естественной вентиляции поможет отверстие в нижней части стены, прикрытое сеткой. Выполняя функцию приточной трубы, оно избавляет от необходимости её монтажа.
Механическая вытяжка в гараже своими руками
При устройстве принудительной вентиляции из всех вышеперечисленных требований обязательным к исполнению остается только одно: приточка и вытяжка должны быть в диагонально противоположных углах. Диаметры же воздуховодов, как и их расположение, могут быть любыми. Вытяжку, к примеру, не обязательно выносить над крышей – достаточно просто оставить в стене во время строительства проем. Приточный канал можно расположить не только снизу, но и вверху.
Если в электроснабжении часто имеют место перебои, систему принудительной подачи воздуха лучше все-таки организовать по правилам естественной вентиляции. Тогда при неработающем вентиляторе она будет хотя бы частично работоспособной.
Самодельная приточно-вытяжная установка в гараже

Необходимо помнить, что в вытяжном канале образуется конденсат, поэтому при установке здесь электрооборудования все провода и электроконтакты должны иметь надежную изоляцию.
Сэкономить электроэнергию поможет маленькая хитрость: принудительную вентиляцию нужно оборудовать датчиком влажности – он будет включать вентилятор только по необходимости.
Нюансы по монтажу и советы по расчету
Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.

Элементы вентиляционной конструкции
Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.

Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом
Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.

Схема вентиляции для гаража с обогревом
Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.
Вентиляция гаража со смотровой ямой
В смотровой яме без вентиляции воздух не циркулирует и застаивается, накапливая сырость и затхлость, что пагубно влияет на днище автомобиля, запчасти и инструменты. Организации естественной вентиляции будет достаточно для решения данной проблемы — приточная труба просто опускается непосредственно в яму. Можно сделать автономную вентиляционную систему смотровой ямы, расположив вентканалы (d = 10 см) по стандартной схеме:
- в противоположных углах ямы;
- один — на расстоянии 0,1 м от пола ямы;
- второй — на 0,1 м ниже пола гаража;
- выходы каналов на улице необходимо защитить от осадков, мусора, грызунов.
- Вентиляция в гараже своими руками …
- Вентиляция в гараже своими руками …
- Вентиляция гаража схема естественная и …
- на DRIVE2
Зимой яму лучше всего закрывать, чтобы не скапливать мусор и сырость от въезжающего автомобиля.
Воздухообмен в смотровой яме
Канава, предназначенная для осмотра днища авто, нуждается в проветривании. Причина – влага, проникающая из грунта сквозь кирпичные или бетонные стенки, плюс стекающая с машины вода. Если сверху яма не закрыта досками, подойдет описанная выше схема, дорабатывать ничего не придется:
- Из-за большей плотности и веса холодный поток стремится опуститься вниз, вытесняя теплые воздушные массы. Часть воздуха из приточных отверстий движется на дно канавы.
- Перемешиваясь с внутренним воздухом, приток нагревается и становится легче. Его вытесняет кверху следующая порция холодной воздушной смеси.
- Попадая в зону действия вытяжки, воздух увлекается вертикальным каналом и выводится наружу. Принцип работы вентиляции проиллюстрирован ниже на схеме.
Приямок успешно проветривается, если не закрывать его досками
На практике чаще наблюдается другая ситуация: яма перекрыта досками, влага оттуда не удаляется и выпадает конденсатом на внутренней стороне щитов. Дерево гниет, железные уголки обрамления канавы точит коррозия.
Правильное решение проблемы — закладка под стяжку подземного воздуховода нужного диаметра, ведущего из ямы на улицу. Практикуется 2 варианта устройства вентиляции в яме:
- труба подключается к приточному стеновому отверстию и опускается на высоту 15—20 см от дна канавы;
- отдельный вытяжной воздуховод прокладывается из ямы под полом и вертикально поднимается на кровлю.
Провести в яму приточную трубу — самый доступный способ устроить проветривание
В первом случае мы подаем прямо в канаву свежий приток, во втором – отсасываем влажный воздух. Образовавшийся конвекционный поток заставит воздушные массы просачиваться сквозь щели меж досками. Оба варианта одинаково работоспособны. Обычно удобнее организовать приток – яма всегда устраивается ближе к воротам и входным отверстиям.
Примечание. Построить дополнительный воздуховод при залитой стяжке непросто – придется долбить бетон и рыть траншею. Легче открыть приямок, а летом просушить деревянные щиты. Но на этапе строительства гаража лучше заранее разработать и реализовать проект вентиляционных систем.
Пластиковые трубы внутренней канализации – наиболее практичное решение для устройства естественного воздухообмена в ремонтной яме. Они дешевы и обладают минимальным аэродинамическим сопротивлением, дополнительное удобство – применение готовых колен и тройников.
На плане видно, что при подобной схеме нужно задействовать 2 приточных решетки, размещенных на фасаде строения